Согласно заявлению директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, в среду, 30 апреля, со стороны правительства РФ в ВТО поступил иск на начало судебного разбирательства в отношении ЕС в связи с применением санкционных мер против России, именуемых «Третьим энергопакетом».
В рамках «Третьего энергопакета» ЕС выдвигает необоснованные требования, считают в Минэкономразвития.
«Третий энергопакет» предполагает невозможность компаний, занимающихся добычей газа, быть сособственниками собственниками магистральных трубопроводов в Евросоюзе. Данные компании обязаны передавать право на управление трубопроводами независимым европейским компаниям либо продавать свои транспортные активы в ЕС.
В том числе, компании-операторы трубопроводов, принадлежащие иностранным лицам, должны пройти специальную процедуру сертификации. «Например, они должны представить доказательства отсутствия рисков для энергетической безопасности ЕС. А при условии, что трубопровод находится под контролем компаний из Евросоюза, подобное требование не выдвигается», - подчеркивает Медведков.
При этом чиновник добавил: «По мнению России, уже названные и многие другие элементы «энергопакета» противоречат обязательствам Европейского Союза в ВТО, касающиеся ключевых принципов не-дискриминации и доступа на рынок. Через подобные меры создаются серьезные препятствия для стабильных поставок российского газа на территорию ЕС».
Также ЕС выдвигает аналогичные требования к проектам в электроэнергетике.
В течение долгих двух лет российское правительство стремилось решить возникшие проблемы в ходе переговоров и на саммитах. Правила, установленные ВТО, дают России и ЕС два месяца на урегулирование вопроса, по истечение которых Москва в праве потребовать учреждения панели арбитров, которые займутся рассмотрением иска по существу.
«Возможно, в ходе консультаций стороны смогут найти решение вопросов, - высказал предположение господин Медведков. – Мы не преследуем цель судиться с Брюсселем ради самого судебного процесса. Наша цель – обеспечить предсказуемые условия для экспорта энергоносителей в ЕС».